Виды оказываемых услуг
Социально-бытовые:
- Предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормам. - Обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам.
- Обеспечение мягким инвентарем согласно нормативам.
Социально-медицинские:
- Выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья.
- Проведение оздоровительных мероприятий.
- Систематическое наблюдение за ребенком в целях выявления отклонений в состоянии здоровья.
- Консультирование по социально-медицинским вопросам.
- Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
Социально-психологические:
- Социально-психологическое консультирование.
- Оказание консультативной психологической помощи.
- Социально-психологический патронаж.
Социально-педагогические:
- Социально-педагогическая коррекция (диагностика и консультирование).
- Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга).
- Организация досуга (праздники, экскурсии).
Социально-трудовые:
Проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам.
Социально-правовые:
- Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг.
- Оказание помощи в защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Работа каждого из отделений
Приемное отделение
В центр «Надежда» принимаются дети от 3 до 18 лет из семей, оказавшихся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, самовольно ушедшие из дома или из учреждения, подвергшиеся насилию, ставшие свидетелями преступлений.
Основанием для приема несовершеннолетнего в Учреждение является поданное в письменной или электронной форме заявление несовершеннолетнего или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в интересах несовершеннолетнего иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления.
Несовершеннолетние признаются нуждающимися в социальном обслуживании, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить его жизнедеятельность:
- трудности в социальной адаптации;
- внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, или насилия в семье;
- социально-опасное положение, в том числе вступление в конфликт с законом, или жестокое обращение с детьми;
- психологические состояния, представляющие угрозу для жизни и здоровья, в том числе суицидальных намерений (вследствие межличностных конфликтов, психологических травм, пережитых кризисных ситуаций).
Социальные услуги оказываются на основании Решения и индивидуальной программы, разрабатываемых территориальными управлениями социальной защиты населения, и договора, заключаемого между гражданином или его законным представителем и Учреждением.
В отделении работают: заведующая приемным отделением, социальный педагог, педагог-психолог, 3 воспитателя.
Медицинское обслуживание детей осуществляют: врач-педиатр, врач-психиатр, зубной врач, старшая медицинская сестра, 4 медицинские сестры, медицинская сестра по диетическому питанию, медицинская сестра по физиолечению.
В приемном отделении вновь поступившие дети проходят осмотр узкими специалистами детской поликлиники: ЛОР, хирург, окулист, стоматолог, педиатр, психиатр со сдачей клинических анализов. Дети находятся под постоянным наблюдением дежурной медсестры.
Два раза в год все воспитанники центра проходят диспансеризацию в городской детской больнице.
При поступлении детей специалисты центра знакомятся с ситуацией в семье, выясняют причины дезадаптации ребенка, выявляют ближайшее окружение несовершеннолетнего.
Адаптация несовершеннолетних к условиям пребывания в Центре является главной целью работы, проводимой в приемном отделении.
На основании данных психологической диагностики составляется индивидуальная программа социальной реабилитации для каждого ребенка.
Стационарное отделение
Основные цели отделения:
- реализация программ социальной реабилитации несовершеннолетних,
- психолого-медико-педагогическая реабилитация детей и подростков,
- организация временного проживания несовершеннолетних,
- осуществление мероприятий по социальной реабилитации семей.
В стационарном отделении функционирует 4 группы: «Улыбка», «Юнги», «Радуга», «Колокольчики». В отделении работают 12 воспитателей, 2 педагога-психолога, 2 социальных педагога, 2 инструктора по труду, 1 педагог дополнительного образования, 1 музыкальный руководитель, 1 логопед.
Каждый ребенок обеспечен одеждой, обувью, мягким инвентарем, канцелярскими товарами и 5-разовым питанием в соответствии с установленными нормами.
Специалистами центра проводится комплексная работа, направленная на социальную реабилитацию детей и семей по следующим программам:
• «Развитие навыка бесконфликтного общения у детей школьного возраста»;
• «Развитие толерантности у подростков на занятиях с элементами тренинга»;
• «Развитие навыков межличностного взаимодействия» - для родителей;
• «Формирование навыков конструктивного общения у детей дошкольного возраста, подвергшихся жестокому обращению»;
• «Оптимизация детско-родительских отношений»;
• «Искорки добра» - снижение агрессии;
• «Давай дружить» - коррекция агрессивных проявлений;
• «Познаю себя» - социально-личностное развитие;
• «Дорогою добра» - нравственно-творческая реабилитация»;
• «Скоро в школу» - подготовка детей 6-7лет к обучению в первом классе;
• «Я и мое будущее» - социальная реабилитация несовершеннолетних;
• «Страна вежливости» - воспитание культуры поведения.
Продолжается работа по комплексной реабилитационной программе «8 шагов «Надежды».
Центр «Надежда» является ресурсным центром по реализации долгосрочной целевой программы «Дети Алтая», подпрограммы «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае «Счастливое детство – в семье!» на 2012-2015 годы.
Педагогами-психологами проводится коррекционно-развивающая и профилактическая работа.
Приоритетными являются следующие направления психологической работы:
• сопровождение процесса адаптации воспитанников к условиям пребывания в стационарном отделении, снижение уровня психоэмоционального напряжения;
• развитие познавательной сферы;
• развитие коммуникативных навыков;
обогащение игровой деятельности;
• коррекция страхов, тревожности, агрессивности;
• коррекция гиперактивности, формирование поведенческой саморегуляции;
• развитие эмоционально-волевой сферы;
• формирование компонентов готовности к школьному обучению;
• актуализация творческого потенциала;
• профилактика девиантного поведения (самовольные уходы и вредные привычки).
Для достижения положительных результатов педагоги-психологи применяют следующие арттерапевтические техники: куклотерапия, сказкотерапия (с использованием оборудования игровой комнаты), изо-терапия, а также ролевые игры и релаксация.
С несовершеннолетними проводится работа по профилактике жестокого обращения (с детьми, подвергшимися в семье жестокому обращению или ставшими свидетелями насилия). Детям данной целевой категории оказывается социальная психолого-педагогическая помощь.
Психологические программы реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению, реализуются в центре с использованием оборудования игровой комнаты, приобретенного за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Арсенал педагогов-психологов Центра пополнился зеркалом Гезелла и разнообразным игровым материалом, с помощью которого можно не только оценивать актуальное состояние ребенка – его переживания, страхи, но и проводить терапевтические игровые сеансы, позволяющие детям освободиться от внутреннего напряжения, выплеснуть эмоции, пережить психотравмирующую ситуацию.
Также в центре «Надежда» дети занимаются в кабинете песочной терапии, что благотворно влияет на снятие нервного напряжения.
С несовершеннолетними проводятся развлекательные мероприятия, а также занятия, направленные на коррекцию эмоциональной, коммуникативной и поведенческой сферы.
Цель данных мероприятий:
- повышение эмоционального фона воспитанников,
- установление доверительных отношений,
- воспитание чувства взаимопомощи,
- профилактика вредных привычек и суицидального риска.
В центре применяется технология «Сеть социальных контактов», проводятся сетевые встречи, в результате которых дети возвращаются в родные семьи.
Проводится логопедическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, находящимися в стационарном отделении.
Разработана и реализуется программа педагога-логопеда «Коррекция нарушений речи».
Одной из форм развития личности ребенка, его творческих способностей, социализации несовершеннолетних в обществе является кружковая работа. С этой целью работают кружки «Добрая затея» и «Мастерок» по образовательным программам:
- «Добрята»;
- «Мастеровой».
Большое значение уделяется проведению музыкально-творческих занятий, занятий по развитию патриотизма, уважению и почитанию национальных и христианских праздников и формированию потребности к здоровому образу жизни.
Частыми гостями центра являются (с указанными образовательными учреждениями были заключены договора о взаимном оказании услуг).
Постоянными гостями центра являются студенты Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, Бийского педагогического колледжа, военно-патриотический клуб «Русь», протоиерей православной церкви.
Дети являются постоянными зрителями драматического театра, городского дворца культуры, дворца культуры Бийского олеумного завода. Посещают планетарий, музеи исторический, биологический имени В.Бианки, музей имени Г. Титова в с. Полковниково, биолит «Цветущая долина» в с. Алтайское, этнографический музей истории Алтая в с.Лесное, Чуйский тракт».
Семейная воспитательная группа
Семейная воспитательная группа является структурным подразделением Центра «Надежда» и обеспечивает условия семейного воспитания, оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации ребенка.
В семейную воспитательную группу могут быть переданы от одного до трех детей в зависимости от жилищно-бытовых условий воспитателя семейной воспитательной группы. Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну семейную воспитательную группу.
Основанием для открытия семейной воспитательной группы является приказ директора учреждения, трудовой договор о приеме на работу и договор о передаче несовершеннолетнего.
Воспитатель наряду с администрацией центра «Надежда» несет ответственность за жизнь, здоровье, воспитание, развитие и обучение принятого ребенка.
В своей работе воспитатель руководствуется рекомендациями специалистов центра «Надежда».
Ребенок, помещенный в семейную воспитательную группу, не порывает связь с Учреждением. При необходимости он может занимать в кружках дополнительного образования и в тренажерном зале центра, участвовать в социально-психологических тренингах, праздничных мероприятиях, пользоваться библиотекой, выезжать вместе с воспитанниками в места отдыха.
В Учреждении имеется многолетний позитивный опыт деятельности семейных воспитательных групп, которые, в основном, трансформируются далее в опекунские или приемные семьи.
Социально-правовое отделение
Основными направлениями работы социально-правового отделения являются:
- реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной дезадаптации; предоставление им социальных услуг по защите законных прав и интересов;
- участие в судебных заседаниях по лишению родительских прав, восстановлению в родительских правах, установлению отцовства; предоставление отзывов, характеристик и других необходимых материалов;
- участие в следственных действиях, судебно-медицинских экспертизах, судебных заседаниях по уголовным делам, связанным с жестоким отношением по отношению к детям;
- защита имущественных прав несовершеннолетних (содействие в закреплении жилых помещений, в назначении и перечислении пенсий на счета детей);
- розыск родителей и родственников детей;
- работа с семьями воспитанников центра;
- устройство несовершеннолетних в гостевые семьи и семейные воспитательные группы;
- работа с детьми и кандидатами в опекуны (усыновители, приемные родители), по созданию замещающих семей;
- социальный патронаж семей выбывших воспитанников.
С целью защиты прав несовершеннолетних проводится работа по получению паспортов, оформлению гражданства детям. В управления социальной защиты населения направляются сообщения о приостановке выплат детских пособий. В Управление пенсионного фонда направляются сообщения о приостановке пенсий родителям, а также сведения об умерших родителях, дети которых находятся в центре «Надежда», с целью определения наследственного права несовершеннолетних на накопительную часть пенсий родителей. Организовано получение медицинских страховых полисов, страховых свидетельств обязательного пенсионного страхования.
Основной целью деятельности отделения является профилактика семейного неблагополучия, урегулирование детско-родительских отношений.
Приоритет семейной формы устройства детей достигается посредством межведомственного взаимодействия со всеми структурами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, подразделениями по делам несовершеннолетних УВД, территориальными центрами социальной помощи семье и детям, лечебными и образовательными учреждениями, администрациями сельских Советов.
В зависимости от ситуации в семье осуществляется совместная работа по изменению асоциального образа жизни родителей, их трудоустройству и лечению от алкогольной зависимости.
Проводится работа по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из центра.
Ежегодно заключаются договоры о сотрудничестве центра с УВД г.Бийска, наркодиспансером, школой №3, библиотекой семейного чтения по более эффективному использованию совместного потенциала и возможностей для организации и проведения воспитательного процесса с детьми и подростками.
Проводится дактилоскопирование воспитанников центра.
Социальные педагоги еженедельно проводят занятия с детьми по авторским программам, имеющим рецензии АГАО имени В.М. Шукшина:
- «Профилактика асоциальных форм поведения подростков в рамках формирования основ правовой культуры».
- «Развитие толерантности у подростков на занятиях с элементами тренинга», рассчитанную для работы с детьми подросткового возраста 13-15 лет.
- «Я и мое будущее», программа социальной реабилитации детей 8-12 лет.
- «Страна вежливости», программа, направленная на воспитание культуры поведения детей 7-10 лет, находящихся в социально опасном положении.
Для реализации данных программ используются разнообразные формы работы, такие, как групповые занятия, беседы, тренинги, сюжетно-ролевые и дидактические игры, обсуждение проблемных ситуаций, работа в микрогруппах, дискуссии, творческая работа, тестирование и др.
Результаты диагностирования детей указывают на положительную динамику данной работы, связанную с коррекцией поведения, владение навыками эффективного общения.
Социальные педагоги ведут большую практическую работу со всеми службами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, поддерживает тесную связь с воспитателями, учителями, классными руководителями, работают в программе «Контур» Пенсионного Фонда РФ по направлению сведений и получению свидетельств пенсионного страхования на несовершеннолетних.
Работает межведомственный консилиум по проблемам профилактики социального сиротства в отношении воспитанников центра и их семей, проживающих на территории города Бийска и Бийского района.
После передачи детей в семьи направляются сообщения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, комплексные центры социального обслуживания населения, школы с рекомендациями по продолжению реабилитационной работы с детьми, начатой в центре «Надежда».