instagraminstagram vkvk facebookfacebook okok youtubeyoutube

Контакт-центр Минсоцзащиты: 8 3852 27-36-01

Следите за нами

instagraminstagram vkvk facebookfacebook okok twittertwitter

2020 Минсоцзащита Алтайского края, официальный сайт

«Научи меня простому»: тренировочная квартира для детей-инвалидов работает в комплексном центре г.Бийска

12.02.2021

На базе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями Комплексного центра социального обслуживания населения г. Бийска, где специалисты занимаются с детьми-инвалидами, помимо привычных социальных услуг (консультаций, коррекционно-развивающих занятий с логопедом, дефектологом, психологом) появилось еще одно новое, востребованное направление.

Дети совместно с квалифицированными специалистами будут осваивать социально-бытовые навыки: как расставлять тарелки, включать микроволновую печь, сортировать продукты, заправлять кровать или пылесосить комнату. С малых лет ребята самостоятельно научатся выполнять все эти простые, но одновременно сложные для них действия. А поможет им в этом тренировочная квартира, полностью оборудованная современной техникой и предметами быта.

Первые в Бийске

Марина Привалова, заведующая отделением социальной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями:

– В рамках Комплекса мер Алтайского края по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, включая организацию сопровождаемого проживания «Твой мир возможностей» на базе отделения социальной реабилитации несовершеннолетних с ОВЗ оборудовали два модуля – модуль «Спальня» и модуль «Кухня», другими словами, учебные комнаты. Цель их создания направлена на социально-бытовую реабилитацию и адаптацию детей к социуму. Наши дети растут, им нужно прививать определенные бытовые и коммуникативные навыки. Мало ли какие ситуации могут сложиться? Да и родители стареют, детям нужно уметь как-то жить без их поддержки, самостоятельно. Научить можно любого – границ нет, только вопрос времени.

Несмотря на то, что эта технология социально-бытовой реабилитации называется «Учебное сопровождаемое проживание», в модулях никто не живет. Дети приходят в центр, и с ними занимается специалист. Программа в Бийске реализуется со второго полугодия 2020 года. Так как услуга для бийчан и жителей районов совершенно новая, спрос на нее высокий. Пандемия, к сожалению, все же внесла свои коррективы в занятия ребят.

– Обращений у нас достаточно много, принимаем детей с любыми особенностями развития, нуждающихся в формировании навыков, необходимых для самостоятельной жизни (до 18 лет. – Прим. ред.), – говорит Марина Александровна. – Составляем график, чтобы каждый ребенок смог пройти обучение. В силу того что была такая сложная эпидемиологическая ситуация, заниматься мы начали только с осени. Но уже отмечаем, что детки с удовольствием идут к нам.

Все услуги для семей с детьми-инвалидами бесплатны. Каждые три месяца группа будет обновляться, и дети, которые уже прошли обучение, закрепят полученные навыки с родителями в домашних условиях.

– Им дают необходимые рекомендации, все записано в их индивидуальных картах. Через три месяца они снова могут вернуться, – добавляет Марина Привалова.

И кухня, и спальня – абсолютно новые, уже оборудованные всем необходимым для быта, и даже такой техникой, которая не у каждого-то в доме есть, например индукционной плитой.

Дети должны учиться жить в современном мире, считают специалисты Комплексного центра.

Работа «рука в руке»

Двое ребят – Данил и Никита под чутким присмотром опытного руководителя за короткое время освоились на кухне Центра. Конечно, дома они управляются в соответствии с привычками своей семьи.

Здесь обучение проходит так легко и ненавязчиво, что они не только успевают выполнить все поставленные перед ними задачи, но и общаются с окружающими и позируют для фотографа. А это ой как немаловажно!

Анна Миронова, специалист по комплексной реабилитации:

– В небольшую тренировочную квартиру, созданную в нашем Комплексном центре, входят полностью оборудованная техникой и различными бытовыми приборами кухня плюс вариант спальной комнаты с моделью гостиной. На кухне у нас есть все необходимые приборы: стиральная машинка, микроволновая печь, мультиварка, индукционная плита и другая бытовая техника. Также мы будем учиться складывать продукты в холодильник. Потому что когда говоришь ребенку: «Положи в холодильник» – как он делает? Ставит туда целый пакет. Не понимает, что продукты нужно предварительно рассортировать: разложить по своим полочкам, контейнерам и промаркировать, чтобы потом следить за их сроком годности. Для нас такие действия кажутся мелочью, посмотрел, если пропало – выкинул. Детям же надо все объяснить, помочь им освоить календарь. Кто-то усвоит эти знания за год, а кому-то понадобится больше времени. Самое важное, как мне кажется, делать акцент не на педагогической, психологической, логопедической коррекции, а именно на ориентации в быту. Потому что им жить в этом мире, и их надо этому учить.

В спальной комнате находятся кровати, которые ребенок учится расправлять и застилать, делать смену постельного белья. Также стоит шкаф, в котором можно потренироваться аккуратно, раскладывать вещи. Детям объяснят, как стирать и хранить вещи, правильно распределяя их по стопкам. В этом же модуле есть гладильная доска с утюгом, потому что многие ребята даже представления не имеют о том, что белье должно быть еще и наглажено.

По словам Анны Сергеевны, самим обучать социально-бытовой ориентации детей в пространстве мамам очень сложно.

– Им тяжело решиться давать ребенку в руки горячий чайник или допускать его до стиральной машины, плиты и так далее. Этот страх нужно учиться преодолевать и ребятам, и родителям, и педагогам, – говорит она. – Дети с особенностями в развитии очень часто не хотят взаимодействовать с окружающими или не знают, как это делать. И когда ты их потихонечку «вытягиваешь», они с удовольствием идут навстречу. Конечно, тут надо подходить очень аккуратно – работаем буквально «рука в руке». И все же отмечу, что иногда совершенно обычных детей труднее заставить делать эти вещи, чем таких ребят.

И до окраин тоже

Процесс обучения построен так, что затягивает ребенка, не дает заскучать. Да и помещения отделения для детей-инвалидов радуют глаз – здесь множество развивающих и игровых элементов, мебели для релакса и успокоения. Также на занятия приходят дети, которые практически не разговаривают, в таких случаях специалисты пользуется специально разработанными карточками.

Оксана Кирьянова, заведующая организационно-методическим отделением:

– Это оборудование приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В прошлом году Алтайский край выиграл грант на реализацию Комплекса мер «Твой мир возможностей». В его рамках мы внедряем такие технологии, как «Учебное сопровождаемое проживание», «Группа кратковременного пребывания», «Домашний микрореабилитационный центр», «Семейная программа выходного дня», «Междисциплинарная бригада».

Территория обслуживания Центра простирается и на Бийский, Зональный, Красногорский, Быстроистокский, Петропавловский, Солтонский районы. Так как таких узкоспециализированных специалистов, как, например, логопед и психолог, там попросту нет:

– Наша междисциплинарная бригада выезжает в сельские территории и дает консультации семьям, проводит диагностику детей. Например, программное обеспечение, полученное нашим логопедом, позволяет провести экспресс-тестирование речевого развития ребенка. И это не разовые консультации, а системная работа.

Газета «Бийский рабочий»,
10 февраля 2021 года

При использовании данной информации ссылка на сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края обязательна

Поделиться

Фотографии:  Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить / Загрузить

Другие новости


Показать больше

Назад к списку новостей

Печать


При использовании данной информации ссылка на сайт Министерства социальной защиты Алтайского края обязательна

Поделиться