instagraminstagram vkvk facebookfacebook okok twittertwitter

Контакт-центр Минсоцзащиты: 8 3852 27-36-01

Следите за нами

instagraminstagram vkvk facebookfacebook okok twittertwitter

2020 Минсоцзащита Алтайского края, официальный сайт

Внедрение в Алтайском крае системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами: что сделано в 2020 году

30.12.2020

В 2019 году Алтайский край приступил к реализации национального проекта «Демография», составной частью которого является региональный проект «Старшее поколение». Одним из направлений регионального проекта является создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Распоряжением Правительства Алтайского края от 05.12.2019 № 437-р утвержден план мероприятий («дорожная карта») по внедрению в Алтайском крае системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами на 2020 – 2022 годы, который включает в себя 94 мероприятия.

В соответствии с Планом мероприятий результатом Пилотного проекта в 2020 году является охват системой долговременного ухода 12% лиц старше трудоспособного возраста и инвалидов, признанных нуждающимися в социальном обслуживании.

По состоянию на 01.12.2020 фактический показатель составил 12% или 1,7 тыс. граждан, что является 100 % выполнением результата Пилотного проекта.

В Алтайском крае на реализацию пилотного проекта в 2020 году направлено 80,384 млн рублей, из них 79,580 млн рублей средства из федерального бюджета.

В 2020 году в состав участников вошли 4 стационарные организации социального обслуживания, 3 комплексных центра, 1 социально ориентированная некоммерческая организация, 6 медицинских организаций и 5 муниципальных образований Алтайского края.

Система долговременного ухода новая форма взаимодействия с пожилыми гражданами и инвалидами. Так, если ранее социальная помощь носила скорее заявительный характер, то теперь изменились в принципе подходы и понимание, как нужно оказывать социальную помощь гражданам.

Если раньше социальные и медицинские услуги пожилым и инвалидам предоставлялись, по обращениям и заявлениям граждан и это носило, скорее заявительный характер и в основе такой помощи лежало оказание им социально–бытовых услуг, то теперь сотрудники социальных служб сами выявляют нуждаемость.

Одной из задачей данной системы является разгрузка родственников и создание условий для их занятости в реальном секторе экономики. А также поддержать семью человека, который нуждается в помощи и научить членов семьи элементарным правилам ухода в быту, чтобы при случае они смогли оказать ему помощь самостоятельно.

А главная цель государственной политики направлена на обеспечение людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь на дому, в полустационарной и стационарной формах с привлечением патронажной службы и сиделок, поддержка семейного ухода.

Типизация

При организации пилотного проекта по внедрению СДУ одним из методов подбора решений является определение объема необходимой помощи. В каком объеме будет оказана помощь человеку, будет зависеть от степени его ограничений. В основе определения данного объема помощи лежит процесс типизации ограничений жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.

Типизация – это формирование групп получателей социальных услуг в зависимости от их способности к самообслуживанию и нуждаемости в постороннем сопровождении: от краткой помощи в быту до ухода в стационаре в круглосуточном режиме 7 дней в неделю.

Благотворительный Фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» рекомендует три этапа системы долговременного ухода, которые учитываются специалистами комплексных центров при организации работы с пожилыми людьми в рамках пилотного проекта по СДУ. Первый этап – выявление, здесь комплексный центр принимает сигналы о пожилых гражданах и инвалидах, нуждающихся в социальном обслуживании. Сигналы могут поступать из учреждений здравоохранения, из управлений социальной защиты населения и просто от граждан.

Поступившая информация передается специалисту комплексного центра, ответственному за проведение типизации. Начинается второй этап СДУ – непосредственная типизация. Информацию о нуждаемости пожилого человека в социальном обслуживании типизатор отрабатывает в течение 3 рабочих дней.

Обязательным условием для качественной типизации является организация интервью по месту постоянного проживания гражданина. В ходе интервью специалист учитывает полную картину жизни потенциального получателя социальных услуг и среду, в которой он находится, наличие или отсутствие условий, способствующих процессу восстановления или улучшению его состояния. В основе интервью лежат вопросы, получив ответы на которые специалист может сделать вывод о фактическом состоянии здоровья пожилого человека.

По итогам проведенного интервью после оформления соответствующих документов гражданину присваивается группа типизации от 0 до 5, где нулевая – самая «легкая» а пятая – самая «тяжелая». Специалист может ознакомить человека с перечнем социальных услуг, соответствующих установленной группе типизации.

Третьим этапом СДУ является непосредственно предоставление необходимых гражданину социальных услуг, а также ухода и сопровождения.

С апреля 2020 года в стационарных учреждениях, участвующих в реализации пилотного проекта, организованы службы помощников по уходу (сиделок) для обеспечения качественного ухода за немобильными и маломобильными гражданами, проживающими в отделении милосердия.

Работа сиделок направлена на поддержание и восстановление способности к самообслуживанию и восстановлению жизнедеятельности граждан.

В стационарных учреждениях социального обслуживания введено более 100 штатных единиц помощников по уходу (сиделок), которые обучены по должности служащего – «Сиделка (помощник по уходу)».

В работе с получателями социальных услуг применяется индивидуальный подход, в том числе по организации дневной занятости и социальной реабилитации, который благоприятно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей и инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания.

По результатам наблюдения более чем у 30 проживающих в отделениях милосердия стационарных учреждений уровень зависимости от посторонней помощи снизился.

Кроме того в стационарных учреждениях проведена работа по качественному изменению их деятельности. В жилых комнатах для проживающих созданы индивидуальные пространства с использованием штор или передвижных ширм. Для создания условий, приближенных к домашним, комнаты оформлены картинами, трафаретными рисунками, фотографиями и работами проживающих, размещены комнатные растения, светильники, календари, часы. Созданы места общего пользования для принятия пищи и проведения групповых и индивидуальных занятий.

На базе комплексных центров социального обслуживания реализуется ряд мероприятий, включающий в себя подготовку к открытию центра дневного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов и регионального координационного центра, организацию работы «Школы ухода» для лиц, осуществляющих уход, дооснащение пункта проката технических средств реабилитации.

Пункты проката технических средств реабилитации

С целью профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, в пункты проката ТСР приобретено около 2 000 единиц средств реабилитации.

До 2020 года пункт проката технических средств реабилитации предоставлял оборудование только гражданам, имеющим индивидуальные программы реабилитации (абилитации). В настоящее время технические средства реабилитации предоставляются всем нуждающимся гражданам, в том числе, в рамках профилактики обстоятельств, которые направлены на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Так, на данный момент воспользовались услугами пункта проката технических средств реабилитации 106 человек, которым выдано 113 единиц ТСР.

«Школа ухода»

Большую поддержку в обучении граждан правилам использования технических средств реабилитации оказывает «Школа ухода». Специалисты обучают людей на дому и дистанционно. Выезд специалистов на дом позволяет не только обучить, но и на месте сформировать рекомендации по корректировке жилого пространства.

Кроме того, «Школа ухода» обучает лиц, осуществляющих уход за пожилыми гражданами и инвалидами. Главной задачей при этом является научить правильному уходу за пожилыми гражданами и инвалидами, которые не могут обойтись без посторонней помощи.

Для этого приобретены технические средства (кровать пятифункциональная, костыли, ванна для мытья головы, кресло-каталка, приборы столовые, поворотный диск для ног, захват для подбирания мелких предметов и др.). Это оборудование необходимо для обучения уходу за гражданами в домашних условиях родственниками и специалистами.

В настоящее время в «Школе ухода» обучено 93 гражданина, осуществляющих как формальный так и не формальный уход.

Для распространения лучших методик, обучения специалистов стационарных учреждений и внедрения принципов СДУ создан методический центр, на базе Первомайского психоневрологического интерната, который составляет рекомендации по осуществлению ухода для граждан, осуществляющих как формальный так и не формальный уход. В настоящее время в методическом центре прошли обучение 33 сотрудника Первомайского интерната и 12 сотрудников из 11 стационарных организации социального обслуживания. Кроме того, сотрудник методического центра в текущем году разработал 14 учебно-методических рекомендаций по уходу за маломобильными (немобильными) гражданами.

При использовании данной информации ссылка на сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края обязательна

Поделиться


Другие новости


Показать больше

Назад к списку новостей

Печать


При использовании данной информации ссылка на сайт Министерства социальной защиты Алтайского края обязательна

Поделиться