График реабилитационных сезонов для детей и подростков с ограниченными возможностями на 2019 год (pdf)
График реабилитационных сезонов на 2020 год.
Виды оказываемых социальных услуг
Социально-бытовые:
а) предоставление площади жилых помещений согласно утвержденным нормативам;
б) обеспечение питанием согласно утвержденным нормам;
в) обеспечение мягким инвентарем согласно утвержденным нормативам;
Социально-медицинские:
а) выполнение процедур, связанных с наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и др.);
б) проведение оздоровительных мероприятий;
в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья;
г) консультирование по социально-медицинским вопросам;
д) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
е) проведение занятий по адаптивной физической культуре;
социально-психологические:
- оказание консультационной психологической помощи;
социально-педагогические:
а) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
б) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
в) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия);
социально-коммуникативные:
а) проведение социально-реабилитационных (социально-абилитационных) мероприятий в сфере социального обслуживания;
б) обучение навыкам поведения в быту и общественных местах.
Работа отделения медико-социальной реабилитации
Медико- социальная и физкультурно-оздоровительная реабилитация осуществляется силами врача педиатра, старшей медицинской сестрой, постовых медсестер, массажиста, инструктора ЛФК, медсестры по диетическому питанию.
Медицинская деятельность отделения регламентируется «Положением о медицинской службе», осуществляется в режиме стационарного пребывания детей.
В отделении медицинской реабилитации имеются: медицинский кабинет (сестринский пост), процедурный кабинет, массажный кабинет, физиокабинет. В случае необходимости в отделении оборудуется изолятор.
В отделении медицинской реабилитации применяются следующие методы восстановительной терапии:
1. Медикаментозная терапия
Применяется в случае заболевания детей легкими формами ОРЗ, острых тонзиллитов. А так же медикаментозное лечение получают дети по назначению специалистов (психиатра, невролога, эндокринолога и тп.).
2. Фитотерапия
Во время пребывания в центре, с целью повышения иммунитета, все дети получают отвары витаминных и успокоительных сборов.
3. Витаминотерапия
Проводится ежедневная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой.
4. Физиотерапевтические методы лечения:
-теплолечение ( парафино-озокеритовые аппликации);
-УФО-терапия
-УВЧ-терапия
-магнитотерапия (аппарат Алмаг-01);
- общие ванны с добавлением морской соли;
-сауна, бассейн
-гидромассажные ножные ванны;
-энтеральная оксигенотерапия (кислородный коктейль);
5. медицинский массаж.
Виды массажа: общий и местный, стимулирующий или расслабляющий.
6. Лечебная физкультура
Для проведения занятий по ЛФК используются следующие программы:
«Применение лечебного костюма «Адели» для восстановительного лечения больных с ДЦП».
«Использование игровых технологий на занятиях ЛФК».
«Коррекция патологических поз и контрактур для восстановительного лечения больных ДЦП»
«Применение коррекционных развивающих подвижных игр, игровых заданий, эстафет в реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии».
На занятиях используются комплексы упражнений для коррекции нарушений осанки, укрепления мышц живота, спины, шеи; Комплексы упражнений, направленные на улучшение подвижности в позвоночном столбе, профилактику и коррекцию плоскостопия, общеукрепляющие комплексы упражнений, упражнения на развитие координации, крупной и мелкой моторики, занятия на велотренажере, беговой дорожке, скамье для пресса, степпере.
В качестве дополнительного оборудования используется: мягкое модульное оборудование, гимнастические палки, скамейки, шведские лестницы, перекладины, обручи, скакалки, батут, мячи, надувные игрушки, лестница для тренировки ходьбы, мягкие маты, массажные коврики и дорожки.
В реабилитации больных с ДЦП используется ортопедическое оборудование: лечебные нагрузочные костюмы «Адели».
7. Диетотерапия
Разработано десятидневное меню с учетом возрастных потребностей и особенностей питания детей, а также в связи с основным заболеванием.
Ежемесячно проводятся мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни с учетом возраста детей в виде лекций, бесед, бесед с презентацией таблиц, слайдов, рисунков, видеофильмов.
Так же проводится индивидуальное консультирование родителей и детей по социально- медицинским вопросам.
Работа отделения психолого- педагогической помощи
Психолого-педагогическая помощь осуществляется силами педагогов и воспитателей по следующим направлениям:
Психологическая реабилитация: педагог-психолог проводит систематическую работу с детьми, имеющими отклонения в развитии с использованием элементов арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, психогимнастических игр и др. Проводится коррекция эмоционально-волевой и личностной сферы, развитие психических процессов. Систематические занятия в комнате психологической разгрузки оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние детей.
Базовые программы, используемые в психокоррекционном процессе, являются:
- «Песочная фея» (для детей раннего возраста);
- «Волшебный калейдоскоп», «Это Я» «Чудо-лоскуток»- целью данных программ являлось повышение самооценки, умение эффективно взаимодействовать, общаться друг с другом, уметь справляться со стрессом, делать выбор и принимать решения;
С детьми, имеющие ярко выраженные проявления физической и вербальной агрессии, тревожности, импульсивности, преобладанием в межличностных контактах пассивно-созерцательной и пассивно-оборонительная позиции, склонность к скрытому суициду, низкой самооценки, эмоциональной напряженности, замкнутости, скованности, проводились индивидуальные занятия, способствующие процессу адаптации ребенка в социуме.
Анализируя проведенную коррекционную работу психолога, у детей наблюдается уменьшение проявления физической и вербальной агрессии, тревожности, импульсивности, Используемые в работе коммуникативные, поведенческие, социально-психологические и другие тренинги оказывают детям не только психотерапевтическое действие, но и становятся профилактикой психологических проблем в будущем.
В процессе психолого-педагогической реабилитации важное место занимает консультативная помощь родителям. С родителями детей проводятся индивидуальные консультации, где психолог указывает причины проявления страхов у детей и методов борьбы с ними, как работать с гиперактивным ребенком, методы раннего выявления и преодоления агрессии, упрямства у детей и др.
Каждому родителю даются рекомендации по домашней реабилитации на развитие психических процессов, усидчивости, мелкой моторики.
Логопедическая реабилитация (логопедическая диагностика и коррекция) проводится детям, у большинства из которых, сопутствующей патологией являются нарушения речи различной тяжести.
Логопедическая реабилитация проходит в индивидуальной форме.
Основная работа направлена на развитие речи у детей, а именно: на подготовку и развитие артикуляционного аппарата, формирование и постановку правильного звукопроизношения, активизация и расширение словарного запаса и др. Во время логопедических занятий используются: картинки, раздаточный материал, игрушки, дидактические игры и пособия, звуко - и- видео записи в компьютере, интерактивная доска с целью привлечения внимания детей, заинтересовать и увлечь их в течение занятия. В логопедической реабилитации используются следующие базовые программы:
1.Коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением развития раннего возраста «Раз словечко, два словечко…», для детей, больных целиакией «Учимся говорить правильно».
2. Коррекционно-развивающих занятий для детей с нарушением речевого развития «Логопедические занятия по постановке дефектных звуков у детей с задержкой речевого развития», «Сказочная страна», программа по логоритмике «Скажи в движении» и др.
С родителями детей проводятся индивидуальные консультации, где подробно рассказывается, как преодолеть дефект, работая над произношением отдельных звуков; описывались методы работы с детьми, имеющие диагнозы ДЦП, ЗРР, ОНР, формы работы с безречевыми детьми.
Педагогическая реабилитация осуществляется силами таких педагогов, как инструктор по адаптивной и физической культуре и воспитателями.
Творческая реабилитация:
В творческой работе с детьми используются программы: «Творим руками красоту», «Сделайте вместе с детьми», «Уютный дом» и др.. Цели и задачи программ направлены на развитие творческих способностей детей, навыков владения инструментами ручного труда, развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения, речи, зрительной координации, шире раскрывают перед ребенком мир, обогащая его новыми и яркими впечатлениями, формируют навыки самореализации личности. Оформляются выставки работ, лучшие работы представляются на районной выставке декоративно-прикладного творчества.
Коррекционно-развивающие возможности музыкального искусства в коррекционном процессе обусловлены прежде всего тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает творческие потребности и способы их удовлетворения, активизирует потенциальные возможности в практической музыкально-художественной деятельности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции - воспитательную, образовательную, социализирующую. На занятиях применяются творческие методы в форме инструментальной, вокальной и двигательной импровизации.
Результатом работы также является выступление детей на различных итоговых, комплексных и интегрированных мероприятиях.
Инструктор по физической культуре проводит коррекционно-развивающие занятия и физкультурно-оздоровительные мероприятия, прогулки на свежем воздухе, спортивно-развлекательные мероприятия, катание на лыжах. Занятия проводятся с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений, развития физической подготовленности, коррекции сенсорных нарушений, координационных способностей детей. Физкультурная реабилитация проводится в индивидуальной форме. Для подготовки и проведения используются следующие программы: для детей «Поверь в себя» и др.
В 2014 году разработана новая программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Театр физического развития» цель которой- создать модель развития основ культуры здоровья ребенка средствами театрализованного искусства, позволяющей сохранять, поддерживать, создавать таких двигательно-игровых условий, при которых ребенок под руководством взрослого сможет в соответствии с эволюционной логикой освоить базовую двигательную программу, что обеспечит предпосылки для наиболее эффективного психофизического созревания и заложить основы дальнейшего развития личности. Программа была апробирована в профильных заездах « Мать и дитя» и дала положительные результаты.
Педагогическое воздействие постоянно осуществляется воспитателями учреждения, которые работают с детьми на протяжении всего курса реабилитации.
Воспитателями разрабатываются и проводятся коррекционно- развивающие занятия по познавательной деятельности, культурно- нравственному воспитанию, привитию культурно- гигиенических навыков. Для детей раннего возраста проводятся занятия по урокам практической жизни, занятия по методике М.Монтессори. Большое внимание уделяется обучению детей бытовым навыкам и навыкам самообслуживания. Для этого оборудована адаптационная игровая зона для детей младшего дошкольного возраста, где детям формируют социально – бытовые навыки с помощью практических занятий. Дети обучаются пользованию бытовыми приборами, инструментами, знакомятся с правилами пользования предметами личной гигиены.
Организуя процесс социальной адаптации детей, воспитатели стараются создать благоприятные условия для формирования духовных качеств личности, используя в работе такие формы воспитательного воздействия, как беседы (воспитательский час), тематическое чтение вслух, ролевые игры, индивидуальную работу с детьми.
С целью формирования у детей навыков культурной досуговой деятельности, а также развития коммуникативных навыков воспитателями проводятся развлекательно-познавательные мероприятия различной направленности и тематики.
Значительное место в реализации воспитательно-педагогического аспекта комплексной реабилитации отводится работе по расширению кругозора детей. С учетом возраста детей, их интересов составлена программа мероприятий, согласно которой еженедельно с детьми, находящиеся на реабилитации в Центре, проводятся экскурсии в парк, на озеро, в летний период организуются тематические походы, также экскурсии на современный животноводческий комплекс с.Фунтики, на конеферму.