Вернуться к обычному виду

Краткая историческая справка о становлении системы социального обеспечения в Алтайском крае

В 2008 ГОДУ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИСПОЛНИЛОСЬ 90 ЛЕТ

Краткая историческая справка о становлении системы
социального обеспечения в Алтайском крае

Указ № 1856 - 1701 года 8 июня Именной - об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.
Великий государь указал: в домовых Святейшего Патриарха богаделенным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил.
А больных в богадельнях велить лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…

8 июня 2001 года Указом Президента объявлен Днем социального работника. Это решение свидетельствует об усилении внимания государства к деятельности органов социальной защиты населения и признания значимости труда тех, кто в них работает. Социальная работа в России имеет глубокие исторические корни и богатую историю. 8 июня 1701 года был принят указ Петра I о больных и нищих , которые «не могут ходить для собирания милостыни». 300-летняя история социальных служб России – свидетельство лучших качеств российского народа, его милосердия, заботы о ближнем, самопожертвования и надежды.

В своем историческом развитии социальная работа приобретала различные формы – от милосердия к общественному призрению и до организованной государственной системы социальной защиты, частью которой является система социальной защиты населения Алтайского края. Ее история ведет отсчет от 26 апреля 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров принимает Декрет «О переименовании Народного комиссариата государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения».

В Декрете отмечается «ввиду того, что существующее название Народного комиссариата государственного призрения не соответствует социалистическому пониманию задач социального обеспечения и является пережитком старого времени, когда социальная помощь, носила характер милостыни и благотворительности, Совет Народных Комиссаров постановил:

Переименовать Народный комиссариат государственного призрения в Народный комиссариат социального обеспечения».

Переименование не простая формальность. В нем заложен глубокий социальный и политический смысл, отвергающий унизительный принцип благотворительности и подачек. Первым наркомом социального обеспечения стала Александра Михайловна Коллантай.

Создание Народного комиссариата социального обеспечения было закреплено в Конституции РСФСР, принятой 10 июля 1918 года.

С изданием Положения о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 года на Народный комиссариат социального обеспечения и его органы было возложено обеспечение всех трудящихся, потерявших трудоспособность и не эксплуатирующих чужого труда.

Созданные Декретом от 26 апреля 1918 года новые организационные формы социального обеспечения, четко сформулированные им цели и задачи социального обеспечения сыграли решающую роль в создании системы социального обеспечения.

Этот день и является датой рождения системы социального обеспечения.

Для осуществления социального обеспечения организовывались подотделы обеспечения и охраны труда при местных органах Наркомтруда (с 1919 года при органах объединенного Народного Комиссариата труда и социального обеспечения).

В апреле 1920 года в связи с разделением Наркомтрудсобеса на два Комиссариата - НКТ и НКСО, все дело социального обеспечения трудящихся передано Народному Комиссариату социального обеспечения (НКСО).

Заведывание и руководство делом социального обеспечения на местах сосредотачивается в отделах социального обеспечения при губернских и уездных исполкомах, конструируемых на основании Конституции и постановлений Всероссийских съездов Советов РСФСР.

С восстановлением советской власти на Алтае (декабрь 1919г.) шли активные поиски оптимальных вариантов административного территориального устройства, отвечающего новым политическим и экономическим реалиям (в 1917 году Алтайская губерния была выделена из Томской).

В этот период на Алтае был образован Губернский отдел труда и соцобеспечения. Заведующим был назначен тов. Войнов.

В 1919 году по Алтайской губернии было рассмотрено 8300 дел, а пенсия назначена 5493 гражданам. Всего была выплачена сумма 9266427 руб., в том числе:

- пособия трудящимся, пострадавшим от стихийного бедствия и контрреволюции – 19300 руб.;

- пособия по временной утрате трудоспособности – 109787 руб.;

- пенсия и пособия инвалидам войны и труда-8123826 руб.

В 1920 году уже было назначено пенсий по 24640 делам, а к концу 1920г. на учете губсобеса было 29904 пенсионера. За один 1920 год было выплачено всех видов пособий на сумму 3465766 руб.

В Алтайской губернии в 1920г. действовали 13 домов для инвалидов и престарелых, в которых проживали 671 человек. В самом Барнауле было два дома: Дом старости №1-в нем проживало 200человек и дом для инвалидов войны – 55 человек.

В 1921 году было разослано письмо Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ко всем губернским исполкомам об укреплении аппарата отдела социального обеспечения более грамотными кадрами и удовлетворять потребности отдела социального обеспечения, как органа, имеющего ударное значение, в одну из первых очередей.

В 1927 году Алтайский губернский отдел труда и соцобеспечения был реорганизован в Алтайский окружной отдел соцобеспечения. В этот период окрсобес имел штат из 5 работников: заведующий отделом, секретарь, заведующий столом пенсий и пособий, счетовод и курьер-уборщица. На 1-ое октября 1927 г. в окрсобесе числилось пенсионеров 2083, им выплачена пенсия на сумму 115082 руб.

27 сентября 1937г. ЦИК СССР утвердил проект раздела Западно-Сибирского края на Алтайский и Новосибирскую область. В состав края вошли 55 районов и Ойротская автономная область. В 1938 году с целью упорядочения административной сети в Барнауле были образованы Железнодорожный, Октябрьский и Центральный районы. Территориальные преобразования продолжались и далее, так, в 1940 году Алтайский крайсобес имел 60 райгорсобесов, в том числе 57 райсобесов, 2 горсобеса (Барнаульский и Бийский) и Ойротский облсобес, имеющий в своем ведении 10 аймсобесов (райсобесов).

Из «Сводного отчета об исполнении сметы расходов по государственному бюджету Алтайского краевого отдела социального обеспечения» за 1940г. фактически выплачено по государственному социальному страхованию:

- пенсии инвалидам труда, по старости, за выслугу лет, героям труда и семьям умерших рабочих и служащих - 11609435 руб.;

- пособия на погребения, на уход за ребенком, на кормление ребенка – 37000 руб.;

- прочие пособия и культурно-бытовое обслуживание пенсионеров – 75000 руб., в том числе дотация кассам взаимопомощи пенсионеров, санаторно-курортное лечение и другие виды обслуживания.

По социальному обеспечению:

- санаторно-курортное лечение инвалидов войны – 14969 руб.;

- пособия персональным пенсионерам республиканского значения – 15200 руб.;

- обслуживание бывших членов общества политкаторжан, ссыльнопоселенцев и старых большевиков – 15200 руб.;

- протезирование инвалидов- 158000 руб.;

В 1941 году был организован отдел гособеспечения и бытового устройства семей военнослужащих с подчинением НКСО РСФСР.

Война оставила свой отпечаток и у нас на Алтае, глубоко в тылу.

В 1943 году Алтайский крайсобес имеет в своем ведении , кроме двух детских домов-инвалидов и 3-х домов-инвалидов общего типа трудового контингента, три дома-интерната для инвалидов Отечественной войны и 32 врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

В феврале 1942 года Постановлением СВНК и решением Алтайского крайисполкома №23 1 апреля 1942г. организована в Барнауле протезная ремонтно-сборочная мастерская. Количество работающих было 28 человек. В 1943 году – уже 42 человека.

В валовую продукцию включались все протезно-ортопедические, протезные полуфабрикаты, продукция ширпотреба, а также услуги на дому. На основании постановления СНК СССР от 20.01.43г. №74 была произведена передача мастерской в местное подчинение.

Продолжалось территориальное преобразование края. В январе 1944г. образовано 11 новых районов. К августу 1945г. в состав края входит 65 районов и Ойротская автономная область (7 января 1948г. она переименована в Горно-Алтайскую авт.область). Из отчета Алтайского краевого отдела соцобеспечения на 1 июля 1945г. начислено и выплачено с начала года 97333 пенсии на сумму 9577734 руб. Среднемесячная пенсия за I квартал- 98,97 руб., за II квартал – 97,38 руб.

В 1946г. на основании Постановления Министерства СССР от 13 августа 1946г. и решения крайисполкома от 22 августа 1946г. отдел гособеспечения реорганизован в краевой отдел соцобеспечения с подчинением Министерству социального обеспечения РСФСР.

Основными задачами отдела явились:

- обеспечение пенсиями в соответствии с Законом СССР о пенсиях;

- распределение санаторно-курортных путевок инвалидам;

- обеспечение инвалидов Великой Отечественной войны и труда спецавтотранспортом;

- организация работы домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

- организация службы социальной помощи.

В послевоенный период расширился контингент нуждающихся в гособеспечении, увеличились государственные ассигнования на выплату пенсий и пособий , расширилась сеть соцучреждений, возникли новые предприятия с приложением труда инвалидов, их обучения.

В связи с очередной перестройкой органов партийного и государственного руководства народным хозяйством в 1962г. в крае прошло укрупнение и изменение подчиненности районов и городов. По постановлению ноябрьского Пленума ЦК КПСС 1962г. и решением исполнительного комитета Алтайского края (промышленного и сельского) краевого Совета депутатов трудящихся от 5 февраля 1963г. №76 были образованы промышленный и сельский отделы соцобеспечения. В 1963г. вместо существовавших ранее районов было создано 24 укрупненных. Но эти новые территориальные образования себя не оправдали из-за своей громоздскости, и к 1966г. в крае была в основном восстановлена старая районная сеть. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1964 г. «Об объединении краевых, областных (промышленных и сельских) Советов депутатов трудящихся РСФСР и решением объединенной сессии краевых областных(промышленного и сельского) Советов депутатов трудящихся был образован краевой отдел соцобеспечения с прежним подчинением Министерству соцобеспечения РСФСР.

Территориальное преобразование в крае продолжалось. В 1967г. в крае имелись отделы соцобеспечения в 65 районах и городах. Горно-Алтайский областной отдел соцобеспечения (30 июля 1991г. в соответствии с решением Верховного Совета РФ Горно-Алтайская авт.область вышла из состава края в связи с образованием Республики Алтай), 16 домов для инвалидов и престарелых и 3 дома для детей-инвалидов. Во всех домах проживали и находились на полном государственном обеспечении 3878 человек.

В соответствии с решением Исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 17 апреля 1974г. №166 при отделе соцобеспечения крайисполкома с 15 августа 1974г. организован Центр по начислению и выплате пенсий и пособий. В соответствии с положением о Центре, на него возложена выплата всех видов пенсий и пособий в централизованном порядке по всему краю. Переход осуществлялся по утвержденному графику.

В 1981 году на территории края имелись отделы соцобеспечения в 84 районах и городах. Они состояли на балансе районных и городских Советов народных депутатов, а крайсобес осуществлял методическое руководство.

Состояли на балансе крайсобеса и полностью ему подчинялись 16 домов-интернатов.

С 1981г. в домах-интернатах проживает всего около 6-ти тысяч человек.

Для одиноких и малообеспеченных пенсионеров (их в крае на 1981г.-220 тыс.чел.) отдел организовал работу службы социальной помощи.

10 отделений службы обслуживало 3 тыс.чел. В то время задача отдела состояла в том, чтобы служба социальной помощи развивалась при крупных предприятиях и обслуживала одиноких, проживающих в жилищном фонде предприятия.

В 1981г. на территории края было размещено 24 врачебно-трудовых экспертных комиссий, они также включены в систему социального обеспечения населения.

Краевым отделом социального обеспечения создано общество инвалидов с целью развития определенных видов производства, где заняты инвалиды. Крайсобес сотрудничает с протезно-ортопедическим предприятием, которое обеспечивает протезно-ортопедическими изделиями инвалидов. В систему соцобеспечения края также включена Горно-Алтайская автономная область, которая имеет свой отдел социального обеспечения.Крайсобес координирует его работу и оказывает организационно-методическую помощь. В 1981 году внутренняя структура крайсобеса была следующей:

1 .Сектор пенсий и пособий

2. Сектор контроля за начислением пенсий и пособий

3. Центральная бухгалтерия

4. Планово-финансовый центр

5. Сектор кадров

6. Сектор бытового и трудового устройства инвалидов

7. Сектор домов-интернатов

8. Сектор писем и заявлений

9. Административно-хозяйственный сектор

В 1991г.администрацией края в соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991г. №1830-1 «Об организации исполнительной власти в период радикальной экономической реформы». Указа Президента РСФСР от 22 августа 1991г. № 75 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР» образуется комитет администрации края по социальному и пенсионному обеспечению населения.

В своей деятельности комитет подчиняется администрации края и Министерству социальной защиты населения РСФСР.

В связи с новой социальной политикой, проводимой в обществе, принятием закона о пенсионном обеспечении населения в РСФСР, переходом на рыночную экономику, основные задачи комитета обозначены в «Положении о комитете». Важнейшими новыми направлениями работы должны стать: развитие натуральной поддержки населения, создание новых типов учреждение для лиц, нуждающихся в социальной адаптации.

По решению (№85 от 18.03.94.) Малого Совета краевого Совета народных депутатов с целью осуществления более эффективной социальной защиты населения края было выделено 10 категорий малоимущих. Чей совокупный среднедушевой доход ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда, определены дополнительные источники формирования средств краевого фонда социальной поддержки населения, распределение этих средств. Рекомендовано: городским и районным Советам народных депутатов, администрациям городов и районов продолжить практику оказания конкретной адресной социальной помощи малоимущим слоям населения; открыть в каждом городе, райцентре, на территории каждого сельского Совета магазины «Ветеран», «Забота» или их отделы для обслуживания лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

Распоряжением администрации Алтайского края № 1087 от 27.12.94г. в связи с изменением функций комитета администрации края по социальному и пенсионному обеспечению переименован в комитет администрации края по социальной защите населения. Утверждено Положение.

За последнее десятилетие, начиная с 1998 года, система социальной защиты населения претерпела существенные качественные изменения. Если в начале 90-х годов основные направления социальной работы ограничивались оказанием социальной поддержки престарелым и инвалидам, предоставлением социальных выплат и льгот, то сегодня это широкий набор мер, направленных на профилактику социального неблагополучия; адресная помощь оказавшимся в трудной жизненной ситуации; социальная защита тех, кто относится к социально уязвимым группам населения. Постановлением администрации Алтайского края от 15 марта 2005 года вписана еще одна страница истории в летопись социальной защиты. Создано Главное управление администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне путем слияния двух комитетов, в результате чего была еще расширена сфера деятельности Главалтайсоцзащиты. Это социальные выплаты пострадавшим в результате испытаний на Семипалатинском полигоне, пострадавшим в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечение жилищными сертификатами отдельных категорий граждан в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», полномочия по опеке и попечительству за исключением несовершеннолетних граждан.

С 1 января 2008 года в соответствии с Федеральный законом № 131 у нас в крае функционирует централизованная система социальной защиты населения, которая включает в себя Главное управление, 74 территориальных управления, 123 учреждения социального обслуживания и Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем.

В 2010 году населению Алтайского края предоставлено 54 вида социальных выплат за счет средств краевого и федерального бюджетов и Фонда социального страхования. Для решения поставленных задач получено из региональной и федеральной казны порядка 8 млрд руб., более 90% этих средств поступило из краевого бюджета.

Органы социальной защиты населения являются центральным элементом системы взаимодействия граждан и государства. К нам ежедневно поступают десятки письменных и устных обращений. В ходе работы Главного управления в 2010 году исполнено более 23 тыс. документов, что на 51% превышает уровень 2009 года.

Немало сил, энергии специалисты системы отдают работе с ветеранами, инвалидами, участниками боевых действий в горячих точках и их семьями, тружениками тыла, реабилитированными лицами, детьми-инвалидами, общественными организациями – трудно перечислить все направления деятельности, куда спешат на помощь работники социальной защиты. Особая ответственность легла на их плечи с введением Федерального закона о монетизации льгот, субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, заменой натуральных выплат компенсацией на оплату жилищно-коммунальных услуг, выдачей жилищных сертификатов отдельным категориям граждан, состоящим на очереди в органах социальной защиты населения.

За каждым направлением деятельности – люди. Сегодня в краевой системе социальной защиты населения трудится около 11 тысяч человек. Ежедневно они сталкиваются с необходимостью решения чужих проблем. Делая это, невольно снимают социальную напряженность в крае, осознавая всю меру ответственности, которая лежит на системе в целом и на каждом из них в отдельности. История продолжается…